Зачем Ребенку Рефлекс На Задержку Дыхания

Содержание

Педиатры практически единогласно рекомендуют заниматься плаванием с грудничками — с 2-3 недельного возраста. Это легко объясняется тем, что пупочная ранка уже зажила, а рефлекс задержки дыхания еще не начал угасать. Он предупреждает захлебывание водой — при погружении в воду малыш рефлекторно задерживает дыхание. В первое время — на 5-6 секунд.

Регулярные занятия ранним плаванием и нырянием приводит к увеличению времени задержки дыхания. Спустя 6 месяцев ребенок задерживает дыхание уже на 20-25 секунд, к году интервал может увеличиться до 40. Этот навык полезен сам по себе — для дальнейших занятий плаванием и не только. Благодаря ему родителям можно будет не переживать, что ребенок хлебнет воды при первых самостоятельных заплывах. Однако задержка дыхания имеет также и другие преимущества и полезные эффекты.

Польза задержки дыхания

Главная польза рефлекса “затаивания” — благоприятное влияние на дыхательную систему.

В чем оно проявляется:

  • увеличивается глубина выдоха и вдоха — лучшая профилактика болезней органов дыхания;
  • улучшение вентиляции легких;
  • увеличение жизненного объема легких.

Когда ребенок задерживает дыхание при погружении в воду, развивается дыхательная мускулатура, процессы дыхания и движения согласуются и пребывают в гармонии. На вдохе малыш получает чистый воздух. Подвижность грудной клетки улучшается, что лучшим образом сказывается на функции дыхательной системы.

Страхи родителей, связанные с нырянием, беспочвенны. Правильное погружение в воду не вызовет негативных эмоций и захлебывания — попадание воды в дыхательные пути исключено благодаря рефлексу.

Для того, чтобы ныряние принесло пользу, необходима подготовка: она заключается в осторожном поливании личика малыша водой. Это приведет к закрыванию глаз и задержке дыхания, и служит своеобразной тренировкой перед настоящим погружением. Не менее важно отметить и время задержки дыхания, оценить вдох и выдох.

Польза задержки дыхания ребенком в любом возрасте очень велика. Она состоит в развитии органов дыхания, укреплении мышц, участвующих в процессах вдоха и выдоха. Регулярные занятия ранним плаванием с нырянием способствуют увеличению объема легких, глубины вдоха, служат профилактикой простуд и заболеваний органов дыхания. Для того, чтобы начать обучение плаванию правильно, можно проконсультироваться с детскими тренерами или начать занятия в бассейне. Для многих родителей отличным решением служат и домашние занятия со специалистом.

Главная польза рефлекса “затаивания” — благоприятное влияние на дыхательную систему.

В каком возрасте оптимально начинать заниматься грудничковым плаванием?

— Дома в ванной можно заниматься с рождения, наши инструкторы выезжают на дом и обучают в рамках услуг «Патронаж новорожденного» и «Грудничковое плавание дома». В бассейне можно заниматься ближе к 3м месяцам.

Что ждать от первого занятия в бассейне?

— Первое занятие — это знакомство. Знакомство с помещением, большой водой, тренером, ритмом занятия. На первом занятии мы даем возможность сначала поиграть в игрушки, посмотреть на всё происходящее со стороны и настроиться на совместную работу с мамой/папой. Не обязательно стремиться выполнять все упражнения. Однако, уже на первом занятии нужно давать ребёнку включать руки/ноги и давать двигаться, чтобы с непривычки не замерзнуть. Длительность занятия: 45 минут. Прислушивайтесь к своему малышу, возможно, он устанет намного раньше. Не стоит стараться охватить с первого раза всё занятие. Кому-то хватает 20 минут, а кому-то и 45 мало.

Очень хорошо, если бассейну предшествовала подготовка дома: как практика в домашней ванне (наши тренеры выезжают на дом), так и рассказы родителей о скором визите в бассейн, чтение детских рассказов на тему плавания, моря. Если прибавить к этому позитивный настрой родителя, то 90% успеха на первом занятии обеспечены. Ждем вас! Пробное занятие со скидкой 50%. Запись на странице Детское плавание.

Чем опасно затекание воды в ушки? И как предотвратить?

— Нельзя учиться плавать и все время держать уши над водой. Для волнения родителей нет причин: слуховые проходы у малышей расположены под прямым углом от раковины, поэтому вода, попавшая в ухо, беспрепятственно вытекает. Влажные ушки достаточно промокнуть после купания или плавания уголком полотенца.

До скольки месяцев сохраняется рефлекс задержки дыхания под водой?

— Считается, что рефлекс апноэ (задержки дыхания при попадании воды и порыва воздуха на лицо) сохраняется до 2-3мес, как и большинство других безусловных (врожденных) рефлексов новорожденных. Но при помощи специальных регулярных упражнений, этот рефлекс можно перевести из безусловного в условный.

Какую пользу может принести навык УСЛОВНОГО рефлекса апноэ

— В ситуации, когда безусловный рефлекс угасает безвозвратно, придется ждать, когда ребенок будет понимать, что именно от него хотят при нырянии. Одновременно задержать дыхание, закрыть рот и нырнуть, — ребенку сложно скоординировать все эти требования. Если перевести безусловный рефлекс в условный, то задержка будет сохранятся при определенном условии, каком именно — решает родитель (команде: ныряем!, крокодил, swimming, раз-два-три-пошёл, или любой другой сигнал, на который у ребёнка выработался рефлекс.

Будет ли эффект если ходить раз в неделю?

— Оптимально 2-3 раза в неделю. Родители могут меняться, при условии того, что они разговаривают друг с другом, делятся достижениями ребенка и слушают тренера.

Если ребёнок (до годика) научился плавать и комфортно чувствует себя под водой, его умения сохраняются? Или без регулярных тренировок всё забудется?

— Без регулярных тренировок навыки задержки дыхания и способность плавать под водой уйдут. Даже взрослые теряют навыки (технику) без регулярных тренировок.

Сможет ли ребёнок в 4 года научиться спокойно нырять?

— Обучить ребенка нырять можно в любом возрасте. Просто для разного возраста используются разные упражнения и подходы.

Если у ребёнка атопический дерматит можно ли ему ходить в бассейн?

— Атопический дерматит иногда может усугубляться при посещении бассейна. Но реакции не всегда однозначные. Есть смысл пробовать, но тщательно принимать душ после занятий.

Можно ли нырять и плавать при насморке?

— Можно, если насморк не бактериального характера («зеленые сопли»).

Какими болезнями можно заразиться в бассейне?

— В бассейне можно заразиться всеми теми же заболеваниями, что и на детской площадке и детском саду. Начиная от респераторно вирусных, заканчивая кишечными инфекциями.

Как очищается вода в бассейне?

— Основной способ очистки – гипохлорит натрия, безвредный для людей и окружающей среды. Бассейн без гипохлорита натрия – маркетинговый ход. В бассейн всё время поступает новая вода, происходит рециркуляция. Этот водообмен проходит через озоновые и ультрафиолетовые фильтры, которые нейтрализуют хлор.

Как выбрать подгузник для плавания

— Обычные подгузники для плавания не задерживаю крупные неприятности. Это ведет к быстрому росту микробактерий Crypto Sporidium, которые в свою очередь являются причиной диареи и других пищевых расстройств. Вы можете самостоятельно купить плавки фирмы Splash About или приобрести наш аналог.

Сколько детишек занимается в одной группе?

— До 10 детей в группе, обычно меньше. Есть популярные дни и не очень. Эту информацию можно уточнить у Аминистратора.

Рекомендуем прочесть:  40 Недель Сильный Тонус И Болит Поясница Как При Месячных

Как заставить ребёнка двигаться в воде?

— Необходимо как можно меньше обеспечивать поддержку малыша в воде. Переносить поддержку от подмышек, далее за талию и т.д., то же самое с инвентарем, не носить ребенка на колбаске и доске над водой, а опустить в воду, обеспечивая минимальную поддержку, чтобы он не перевернулся, сразу же руки-ноги включаются в работу. При нырянии отпускать мамины руки, чтобы ребенок двигался за мамой. Сначала на мгновение, потом увеличивая время. Можно при плавание щекотать ноги, чтобы они двигались. Также использовать игровые элементы: погоня за игрушкой, мячиком и т. д.

Что делать, если у ребенка кризис и он отказывается выполнять упражнения, которые раньше делал с удовольствием?

— Плавайте в удовольствие, не настаивайте на конкретных упражнениях, прислушивайтесь к желаниям малыша, в возрасте до 3 лет нет ни одного движения, который делает в воде ребёнок, которое не шло бы ему на пользу. В 3-3,5 года можно попробовать перейти на индивидуальные занятия для обучения плаванию всеми стилями.

Бывает ли, что ребёнок не адаптируется к бассейну вообще? Есть абсолютно сухопутные дети? Или есть просто кризисные моменты и их нужно перетерпеть?

— Если ребенок категорически отказывается идти в бассейн — это повод для общения и работы с родителями. Как правило, страх родителя или его непонимание, нет сонастроенности с ребенком, стоят неверные цели и т. д. И работа начинается с совместного и радостного (по возможности) времяпрепровождения в родной ванне. Бассейн — это уже выход в «открытый космос».

В каком возрасте на ребёнка уже можно где-то и надавить, если он балуется, не выполняет упражнения?

— Мы категорически против давить на ребенка) Лучше надеть шапочку и очки на родителя, и предложить разделить чудесный подводный мир с малышом! Ведь это прежде всего еще одна возможность вашего общения друг с другом!! Доставайте игрушки по очереди! Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!

Какие возможны побочные эффекты при частом посещении бассейна ребенком?

— Побочный эффект частого посещения бассейна — плавающий ребенок и родитель. Куча подводного видео из бассейна и моря. А так же. отсутствие частых простудных заболеваний)))

— Основной способ очистки – гипохлорит натрия, безвредный для людей и окружающей среды. Бассейн без гипохлорита натрия – маркетинговый ход. В бассейн всё время поступает новая вода, происходит рециркуляция. Этот водообмен проходит через озоновые и ультрафиолетовые фильтры, которые нейтрализуют хлор.

Управление дыханием осуществляет специальный нервный центр, расположенный в головном мозге. Когда уровень углекислого газа в крови превышает допустимую норму, мозг направляет команду к мышцам, грудная клетка сокращается, происходит вдох.

Опасность задержки дыхания (апноэ)

Почему ребенок задерживает дыхание? У младенца все функции организма развиты слабо. Его дыхание не имеет четкого ритма. Ребенок задерживает дыхание во сне и не может это контролировать.

Кратковременная остановка дыхания не опасна для здоровья ребенка, но если это длится дольше 15-20 секунд и повторяется несколько раз в течение часа, мозг перестает получать кислород, пульс и сердцебиение снижается, происходит потеря сознания. В медицинской практике встречались случаи смерти младенцев во сне, но точных данных о причинах нет. Если ребенок до года дышит, задерживая воздух на 10-12 секунд, нет причин для беспокойства и контроля.

Типы апноэ

Это не считается заболеванием. Это симптом различных патологий, болезней и состояний. Существует несколько типов задержки дыхания у ребенка:

  • Центральный. Отсутствуют сокращения мышц груди и живота. Импульсы от головного мозга не поступают. Отделы, отвечающие за дыхание, работают нечетко.
  • Обструктивный. Ребенок совершает попытки вдоха. Но воздух в легкие не проходит из-за проблем с дыхательными путями.
  • Смешанный. Присутствует патология ЦНС и проблемы с поступлением воздуха в результате различных воспалительных процессов.

Симптомы апноэ в период сна

Во сне могут наблюдаться некоторые признаки проблем с дыханием:

  • Апноэ часто сопровождается храпом, рот ребенка открыт.
  • Неспокойный сон, частая смена поз.
  • Подергивание конечностей.
  • Неритмичные движения грудных мышц и живота. Ребенок задерживает дыхание на выдохе.
  • Дыхание неравномерное, частое и прерывистое.

Детям необходим полноценный сон. Если они систематически недосыпают, это становится причиной раздражительности, сонливости в течение дня, частой смене настроения, агрессии, ухудшению аппетита (снижению массы тела), апатии.

В дальнейшем может возникнуть задержка психического и умственного развития, снижается внимание, память.

Неблагоприятные факторы

Существует множество неблагоприятных факторов, влияющих на состояние здоровья ребенка:

  • У родителей недостаточно опыта для воспитания ребенка.
  • Неблагоприятные бытовые условия жизни семьи (холодное помещение, плесень, сырость, пыль, домашние животные).
  • Тяжелая беременность, наличие хронических заболеваний у матери.
  • Сложные роды (кесарево, стимуляция схваток).
  • Недоношенность ребенка, недостаток веса, гипоксия, задержка внутриутробного развития.
  • Крупный плод.
  • Курение, употребление спиртных напитков и наркотических веществ.
  • Многоплодная беременность.
  • Постоянный перегрев младенца после рождения.
  • Использования мягких матрасов, перин и подушек или наоборот тяжелого одеяла.
  • У малыша должно быть спальное место, на котором он сможет удобно устроиться и полноценно выспаться.
  • Курение в помещении.
  • Недостаток витаминов и питательных веществ (рахит).

Советы родителям

Около 15-17 % детей страдают апноэ. Если не обращать внимание на симптомы, проблемы с дыханием могут оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровье. Выявить проблему самостоятельно непросто.

Важно понаблюдать за малышом во время ночного или дневного сна. Часто ли ребенок дышит, задерживая дыхание (сколько раз в час), на какое время.

Все наблюдения можно зафиксировать в тетради, и предать их специалисту (педиатру). Только квалифицированный врач сможет помочь в решении проблемы.

Действия при остановке дыхания:

  • Если малыш перестал дышать и начинает синеть, его берут на руки, слегка трясут, проводят по позвоночнику рукой снизу вверх.
  • Затем трут уши, руки и ноги.
  • Слегка массируют грудь и брызгают в лицо прохладной водой.
  • После этих процедур ребенок должен начать дышать самостоятельно.

Важно засечь, на какое время произошла остановка дыхания. Если принятые меры не дали результатов, нужно начать процедуру искусственного дыхания и вызвать скорую. Тяжелые случаи встречаются нечасто.

Заболевания, вызывающие проблемы с дыханием

Проблемы со здоровьем, вызывающие нарушение дыхания:

  • Бактериальные и вирусные инфекции (грипп, ОРВИ).
  • Анемия (недостаток красных кровяных телец).
  • Заболевания сердца.
  • Патологии ЦНС.
  • Эпилептические припадки.
  • Избыточная масса тела.
  • Аллергия, вызывающая отеки.
  • Заболевания дыхательных путей (астма, пневмония бронхит, плеврит).
  • Лор-заболевания (аденоиды, гайморит).
  • Искривления носовой перегородки.

Профилактические меры

Готовят удобное спальное место: упругий матрас средней жесткости, легкое одеяло. Вместо подушки (до года) кладут сложенную в несколько раз пеленку.

Малыша переодевают в легкую свободную одежду для сна. Она не должна сковывать движения и перегревать организм.

Комнату, в которой находится малыш, постоянно проветривают. Комфортная температура для сна 18-21 ºС. Чтобы избежать появления аллергических реакций, в обстановке помещения не используют ковры с длинным ворсом, мягкие игрушки, цветы, пушистые пледы, мягкую мебель. Все эти предметы накапливают пыль и бактерии. Уборку проводят регулярно (сухую и влажную).

Грудное вскармливание повышает иммунитет и учит ребенка задерживать дыхание, правильно дышать носом и тренировать дыхательные мышцы. Прогулки на свежем воздухе в любую погоду закаляют организм.

При совместном сне малыша и родителей риск задержки дыхания снижается. Организм младенца способен синхронизировать некоторые параметры с функциями материнского организма. Так при нахождении рядом с родителями во время сна у ребенка стабилизируются ритм сердца и дыхание.

Устранение проблемы

Проследить за состоянием ребенка во сне поможет специальный прибор, контролирующий частоту вдохов и длительность паузы, если норма остановки дыхания превышена, аппарат подаст сигнал.

Если состояние здоровье малыша вызывает опасения, обращаются к педиатру. Важно подробно описать ситуацию, чтобы выявить причину апноэ, и приступать к лечению заболеваний, вызывающих частые остановки дыхания. Если причину не устранить, состояние пациента останется без изменений. Возникнут тяжелые осложнения и патологии в развитии.

Если ребенок задерживает дыхание, Комаровский Е. О., доктор-педиатр, советует лечь в стационар для полного обследования. Причин, вызывающих временную остановку дыхания, множество.

В тяжелых случаях детям надевают специальные маски, облегчающие дыхание. Сложные случаи встречаются редко. Назначают лекарственные препараты. При наличии лор-заболеваний может потребоваться удаление аденоидов, промывка носа и др.

Рекомендуем прочесть:  В Первый Дегь Пакажет Тест На Беременность

Если причиной является аллергия, назначают антигистаминные лекарства, уменьшающие отек дыхательных путей. Важно полностью долечивать простудные заболевания, чтобы не возникали осложнения (бронхит, отек легких, пневмония, плеврит). Для повышения иммунитета назначают витамины.

Медленное или слишком частое дыхание с паузами до 10 сек. считается физиологической нормой. Лечение заболеваний, вызывающих явления апноэ, считается важным условием для прекращения случаев остановки дыхания. Профилактические меры и соблюдение правил сна помогают устранить их основные причины. По мере роста организма, дыхательные функции нормализуются самостоятельно, если нет серьезных патологий.

Управление дыханием осуществляет специальный нервный центр, расположенный в головном мозге. Когда уровень углекислого газа в крови превышает допустимую норму, мозг направляет команду к мышцам, грудная клетка сокращается, происходит вдох.

Рефлексы новорожденных

Рефлекс – (от лат. reflexus — повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

Набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);

защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);

атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных. Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их. Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

Сосательный рефлекс
Самый главный и самый любимый педиатрами. Если этот рефлекс у ребенка отсутствует, то прогноз не очень хороший. Определить сосательный рефлекс легко: при прикосновении к губам и языку новорожденного или при помещении указательного пальца исследующего в рот ребенка на глубину 1-2 см, новорожденный совершает ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

овый (искательный) рефлекс Куссмауля
Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.

овый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.

«Хоботковый» рефлекс.
Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.

Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

Рефлекс задержки дыхания
Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

Плавaтельный рефлекс
Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.

Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона)
Хватательный рефлекс – это усиление подкрепления общего тонуса мышц ладони, предплечья, плеча и всей скелетной мускулатуры. Он может быть настолько сильно выражен, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка выдерживает вес тела.
Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые два месяца. Если этот рефлекс не развивать, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает.
Стимуляция этого рефлекса ускоряет психофизиологическое развитие у младенца. Впервые целенаправленно его использовал в 70-х годах инженер Скрипалев, что и стало толчком к созданию знаменитого Скрипалевского спортивного комплекса для младенцев, который на сегодняшний день является самым лучшим и надежным спортивным комплексом для детей. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.
Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).

Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского)
Это рефлекторное движение вызывается раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, проявляется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Это сочетается со сгибанием ножек в коленном и тазобедренном суставах и усилением сокращения остальных мышц тела новорожденного.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)
В положении на животе младенец отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони и делает движение вперед словно ползет. Стимуляция рефлекса «ползания» укрепляет мышцы спины и живота, малыш на 2-3-й неделе уже начинает хорошо держать головку и с удовольствием лежит на животе. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам.

Рекомендуем прочесть:  Выходит Воздух Из Влагалища При Беременности При Тонусе

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)
    Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

Рефлекс испуга (рефлекс Моро)
Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша.
Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям «прикрепляться» к матери.
Рефлекс также вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро.
Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера.
У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.
У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

Рефлекс Галанта.

При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни.
У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно.
Рефлекс физиологичен до 3-4-го месяца жизни, при поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.

Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

Рефлекс кляпа
В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.

Рефлекс отдергивания
Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.

Участковый педиатр. Справочное руководство /Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.

Рефлекс кляпа
В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.

Здравствуйте! Я инструктор по плаванию с новорожденными детьми. Провожу занятия в домашней ванне и в детском бассейне. Среди коллег распространено мнение

1. Что у новорожденного есть рефлекс задержки дыхания.
Действительно ли с точки зрения педиатрии есть такой рефлекс?

2. Коллеги описывают: если опустить малыша в воду, брызнуть водой на личико карапуза или направить в лицо младенца струю воздуха – малютка задержит дыхание на несколько секунд и закроет глазки.
Какова причина такой задержки дыхания с точки зрения педиатра?

Надеюсь на Ваш ответ. Заранее благодарю.

Хронические болезни: нет

На сервисе СпросиВрача доступна консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

1. Что у новорожденного есть рефлекс задержки дыхания.
Действительно ли с точки зрения педиатрии есть такой рефлекс?

http://basseyn-volna.ru/news/26-kakaya-polza-ot-nyryaniya-i-zaderzhki-dyhaniya-dlya-rebenka.htmlhttp://aquatoriadetstva.ru/voprosi/http://fb.ru/article/460097/rebenok-zaderjivaet-dyihanie-prichinyi-simptomyi-vozmojnyie-problemyi-i-sovetyi-vracheyhttp://www.baby.ru/blogs/post/266021937-186714870/http://sprosivracha.com/questions/171929-zaderzhka-dyhaniya-u-novorozhdennogo-pri-plavanii

Давайте вместе будем делать материал еще популярнее, и после его прочтения сделаем репост в удобную для Вас социальную сеть.

Оцените статью
Необходимая информация для девушек и женщин